Православный приход храма Свт.Стефана Великопермского - Святой Святитель Игнатий Брянчанинов
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Святой Святитель Игнатий Брянчанинов

 

Житие святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского и Черноморского 


Память святителя Игнатия (Брянчанинова) празднуется Православной Церковью 30 апреля/13 мая. 

 

Святитель Игнатий (в миру Димитрий Александрович Брянчанинов) родился 5 февраля 1807 г. в селе Покровском Грязовецкого уезда Вологодской губернии. Отец его принадлежал к старинной дворянской фамилии, родоначальником которой был боярин Михаил Бренко, оруженосец св. благоверного вел. князя Димитрия Донского. Родители св. Игнатия были верными чадами Православной Церкви и усердными прихожанами выстроенного отцом святителя храма в селе Покровском.


Димитрий рано научился читать, и его любимой книгой было "Училище благочестия", простым языком рассказывавшее о жизни и подвигах святых.


Образование будущий святитель продолжил в Петербурге в Главном Инженерном училище, хотя не скрывал от родных своего желания стать монахом. В годы ученичества Димитрий Брянчанинов был желанным гостем многих великосветских домов благодаря родственным связям и недюжинным способностям. В доме президента Академии художеств Алексея Оленина он был чтецом и декламатором, а своими литературными дарованиями приобрел благосклонное внимание А. С. Пушкина, И. А. Крылова, К. Н. Батюшкова.


Но не мирскими развлечениями, а молитвой, посещением храма Божия и изучением наук были заняты ум и сердце пытливого юноши. Когда перед его взором открылась панорама эмпирических знаний (а он изучал химию, физику, философию, географию, геодезию, языкознание и многие другие науки), то перед ним встал вопрос: "А что науки дают человеку?" Он вопрошал: "Покажите мне вечную собственность, которую я мог бы взять за пределы гроба!"


В это время искатель истины познакомился с монахами Валаамского подворья и Александро-Невской лавры. Под руководством иноков он обращается к творениям отцов Церкви. Взрослеющего Димитрия влекло к жизни в монастыре.


В 1826 г. он окончил училище в чине поручика и сразу подал прошение об отставке. Родители, начальство и сам император Николай I были против отставки, и он был вынужден выехать к месту службы в Динабургскую крепость. Божий Промысл и болезнь не позволили ему нести возложенные на него обязанности, и через год он был освобожден от службы. 


Димитрий Брянчанинов уезжает в Олонецкую губернию в Александро-Свирский монастырь послушником, а потом вместе со своим духовным отцом, иеромонахом Леонидом, переезжает в Оптину пустынь. Тяжелая болезнь матери побудила послушника Димитрия отправиться в родные места, чтобы проститься с ней. Но после краткого пребывания в отчем доме он опять уходит на монастырское послушание - сначала в Кирилло-Новоезерский монастырь, потом в Дионисиево-Глушицкий.


Годы, проведенные в монастырях, обогатили его духовной мудростью и укрепили его преданность воле Божией. В 1831 г. 28 июня вологодский епископ Стефан совершил постриг Димитрия в монашество с наречением ему имени Игнатий, в честь священномученика Игнатия Богоносца. Тем же летом инок Игнатий был рукоположен в иеромонаха и поставлен настоятелем Пельшемского Лопотова монастыря. В 1833 г., за усердные труды по возрождению обители, иеромонах Игнатий возведен в сан игумена. Вскоре он был вызван в Петербург, и ему поручили в управление Троице-Сергиеву пустынь, с возведением в сан архимандрита.


Пустынь эта была расположена на берегу Финского залива, недалеко от Стрельны. Молодому архимандриту пришлось возрождать из запустения и упадка вверенную ему обитель, и он в этом преуспел. Живое участие в его трудах приняли композиторы П. И. Турчанинов, М. И. Глинка, директор Придворной певческой капеллы А. Ф. Львов.


Но главное - архимандрит Игнатий сумел стать не только администратором-настоятелем, но и старцем-духовником. Служение живым словом было основным занятием для него, являясь источником радости и утешения. С 1838 г. деятельность архимандрита расширилась, он был назначен благочинным всех монастырей епархии. В этом качестве ему удалось способствовать расцвету духовной жизни монашества и, в частности, древнего Валаамского монастыря.


Изнуренный болезнями, архимандрит Игнатий в 1847 г. подал прошение об увольнении на покой, но вместо этого получил длительный отпуск на лечение и уехал в Николо-Бабаевский монастырь Костромской епархии. Через 11 месяцев он снова вернулся к своим многотрудным обязанностям. Его имя знали во всех слоях общества, и любвеобильное сердце его откликалось на нужды всех, кто обращался к нему за советом и помощью.


В 1857 г. архимандрит Игнатий был посвящен во епископа Кавказского и Черноморского, хиротония состоялась в Казанском соборе Петербурга.


Менее 4 лет преосвященный Игнатий управлял епархией, болезнь не покидала его и на Кавказе, и летом 1861 г. он был уволен на покой в Николо-Бабаевский монастырь, чтобы подготовить душу для перехода в вечность. Здесь он пересмотрел свои прежние сочинения и написал новые. Так, в этой обители были написаны "Приношение современному монашеству" и "Отечник".


Сочинения епископа Игнатия не плод размышлений богослова, а живой опыт деятельного подвижника, созидавшего свою духовную жизнь на основе Священного Писания и нравственного предания Православной Церкви.


В Саровской пустыни, Киево-Печерской лавре, Оптиной пустыни, в обителях Петербургской, Московской, Казанской епархий творения святителя были признаны душеспасительными. Даже на далеком Афоне они вызвали благоговейное почитание.


В последние дни своей жизни святитель был проникнут необычайной милостью ко всем, 16 апреля 1867 г., в первый день Пасхи, святитель Игнатий отслужил последнюю литургию. Кончина преосвященного последовала 30 апреля, в Неделю святых жен-мироносиц. На погребении святителя присутствовало 5000 человек.


В настоящее время преосвященный Игнатий является лучшим духовным руководителем, лучшим примером того, как в современной жизни человек может сохранить верность Христу.


Епископ Игнатий канонизирован за святость жизни, которая раскрывается в его творениях, написанных в духе подлинного православного святоотеческого предания. Изложенное в них учение о духовной жизни христианина продолжает и ныне действенно оказывать свое благотворное влияние на всех ищущих пути христианского спасения. 

  


Назад к списку