Православный приход храма Свт.Стефана Великопермского -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Таинство Крещения

 

Погружение или окропление?

Вопрос:
Мне давно не дает покоя вопрос, почему в Православии крестят не полным погружением в воду, ведь крещение в переводе с греческого означает полное погружение? Именно этим многие секты оперируют, привлекая людей. 

Отвечает священник Александр Ионов, 
 клирик храма во имя св. Димитрия Солунского. 

Причины, по которым у нас в Русской Православной Церкви мало распространено Крещение полным погружением, просты и очевидны для всякого мало-мальски знакомого с церковной практикой человека. Предлагаю расположить их по степени значимости в следующем порядке: 
Отсутствие материальной базы в виде специальных крещальных помещений-баптистериев. Дело не так просто, как представляется тем, кто считает, что храмы «деньги гребут лопатой». Ведь для постройки отдельного домика (где может достигаться уровень влажности больший, чем допустим в здании церкви), для установления большой ванны-купели, для проведения водопровода и слива воды требуется обычно намного больше средств, чем есть в распоряжении у прихода. Причем, даже если добрые люди готовы предоставить стройматериалы (что не так уж часто бывает), то у деревенских храмов, как правило, недостает финансовых средств, в крупных городах проблемы с территорией и разрешением на застройку, а в средних все зависит от контакта с представителями власти. 
Невостребованность погружательного Крещения со стороны большинства приходящих за «исполнением требы». До революции практически все православные были крещены через погружение во младенчестве; если же крестились взрослые (чаще всего, инородцы), то здесь либо была подготовка к торжественному крещению летом в водоеме, либо в виду экстремальных обстоятельств крестились обливанием. Весь советский период истории является для Церкви одним таким большим обстоятельством, поэтому выработалась привычка: успокаивая невнятный зов совести, побыстрее и попроще «исполнить культ» религиозно-национальной инициации. Наши соотечественники в массе осознанно соотносят себя и свою семью с православной традицией – это плюс, но при этом опасаются углубления в христианство (что, по сути, и есть отличительная черта Православия) – это минус нашего общества. Частичным оправданием тут может служить понимание, что вера – это Крест, а не аплодисменты. 
Нерадение духовенства (и без того загруженного послушаниями и заботами). Кстати, священнику часто приходится слышать ропот: зачем, мол, так долго и тщательно стараетесь исполнять внешние обряды, но только в редчайших случаях выказывают ему недовольство поспешностью или небрежностью Крещения. А что стоит иной раз сопротивление родителей-мамок-нянек предложению раздеть младенца и, страшно вымолвить, окунуть его с головой в святую воду? «Как вы смеете, до вас тут был батюшка – никогда так не крестил!». Священник – тоже человек, и при том, что он несет благодатные дары Святого Духа, он может не знать всех тонкостей той традиции, которую сам представляет. Сектантам здесь проще – нашли какую-нибудь «фишку» (в смысле ценностный знак) и давай размахивать ею направо и налево. В общем, конечно, обливательное Крещение остается на нашей совести… 

Между прочим, есть каноническое правило (ныне изрядно устаревшее), по которому мужчины, крещенные не погружением, не могут принимать священный сан. Оно связано с тем, что в древности так крестились нетвердые в вере люди, которых лишь обстоятельства жизни вынудили совершать Таинство, и то второпях. Сейчас очень актуален вопрос об оглашении (научении истинам веры перед вступлением в Церковь) – как его осуществлять среди миллионов уже новокрещенных за последние полтора десятилетия – все это несколько необычная ситуация для истории.

Назад к списку