Православный приход храма Свт.Стефана Великопермского - 1) ТАИНСТВА. Евхаристия (по изречениям святых отцов). Евхаристия и Священство (лекция профессора МДАиС А.И.Осипова)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

1) ТАИНСТВА. Евхаристия (по изречениям святых отцов). Евхаристия и Священство (лекция профессора МДАиС А.И.Осипова)

 ЕВХАРИСТИЯ

 Христианин - это не просто теоретически верующий человек. Это человек, который находится в благодатном, говоря более понятным современным языком - энергетическом единении с Богом. Для древних христиан сама мысль о том, что можно называться христианином и не причащаться, казалась абсурдной.  Христиане собирались для совершения Литургии, для того чтобы причаститься даже под угрозой смерти; человека, который две-три недели не причащался, отлучали от Церкви!
(свящ. Константин Пархоменко)

 Есть в современной медицине такая операция: человеку переливают его же собственную кровь. Ее пропускают через фильтры, очищают от вредных веществ насыщают необходимыми полезными компонентами и снова вливают человеку.
 Нечто подобное совершает с нами и Христос. Две тысячи лет тому назад Бог воплотился, принял наше человечество. Очистив его от греха, проклятия и смерти, преобразив, Он подает нам его же в Таинстве причащения. И мы, причащаясь, получаем исцеление. Получаем возможность изменить, исправить свою жизнь. Исцелить свою человеческую природу. И, таким образом, получаем возможность спастись.
(иеромонах Иннокентий (Ивлев))

 В Священной Евхаристии верующим подается священное «лекарство бессмертия», как говорил священномученик Игнатий Богоносец, «противоядие, чтобы не умирать». Бог сделал человека существом материальным. Вот почему Он использует такие материальные вещи, как хлеб и вино, чтобы вложить в нас новую жизнь.

 
 



 Св. Иоанн Кронштадский

 «Святые Дары заключают в себе великую силу, ибо они суть Тело и Кровь Господа Бога Слова Вседержителя Иисуса Христа, присуществленные на литургии из хлеба и вина Духом Святым, поэтому они сами исправляют, исцеляют, освящают каждого, приступающего к великому таинству».
(«О Причащении»)

 «Приносится на Престол хлеб и вино, но в Божественной Литургии, Духом Святым, оно превращается в Тело и Кровь Христа. И люди, вкусив Тело и Кровь Христову, приобщаются к Божественному Естеству так, чтобы вошел в дом души их Господь и душа стала Храмом Божиим. О, какое это великое счастье! Господь входит в грешную душу и испепеляет в ней все беззакония, и делается душа человека Домом Божьим. И так, оставил нам Спаситель как бы завещание совершать Литургию и вкушать его Животворящее Тело и Кровь. Литургия – это дивный подарок Иисуса Христа. Литургия – это мост, по которому можно пройти в жизнь вечную. Помните – это завещание Иисуса Христа! Идите этим золотым мостом, который спасет от пропасти ада. Не слушайте, возлюбленные, тех людей, которые бегут от чаши Спасителя. Это несчастные, заблудшие, жалкие люди, вдали от реки Христовой, они падают в пропасть. Дорогие мои, любите Божественную Литургию, считайте для себя потерянным тот день своей жизни, в который не удалось быть за Литургией, особенно в праздник. Святой Иоанн Златоуст говорит, что Божественная Литургия есть великий чудный дар; ангелы Божие завидуют нам, людям, которым даровано счастье – вкушать Божественное Тело и Кровь».
(«О Божественной Литургии»)

 «Но вот спрошу я тебя, человек, чувствуешь ли ты духовную алчбу и жажду вкушать жизненный, сверхъестественный колос и зерно двурасленное, естественно-жизненное, - Плоть и Кровь Христа Жизнодавца, истинного небесного Хлеба, дающего жизнь миру? Если не чувствуешь этого спасительного глада, то значит ты духовно мертв. Человек начинающий выздоравливать, или здоровый, естественно чувствует голод и жажду. Сколько же этих мертвецов в России, в православной церкви, не чувствующих этой спасительной жажды? - Тьма тьмущая! Множество бесчисленное интеллигентов, совсем не бывают у причастия, множество люда бывает очень редко, многие только однажды в год причащаются. А Господь ежедневно взывает: примите, ядите ... пийте отъ нея вси... (Мф .26, 26-27) и нет ядущих и пиющих!».
(«Живой колос с духовной нивы». Св. Иоанн Кронштадский, 1909г., стр. 70)

«Господь, с Которым я ежедневно соединяюсь через Св. Причащение, подкрепляет меня. Иначе, где бы я мог почерпнуть силы для таких постоянных усиленных трудов, которыми стараюсь служить во славу Святого Имени Его и во спасение ближних моих».


 Св. Иоанн Златоуст

 «Как они могут очистить ум свой? Просветить разум? Украсить все силы душевные, не причащаясь Тела и Крови Господа нашего, которые являются истинным очищением, истинной красотой, истинным освящением и благородством души?» – спрашивает святитель Иоанн Златоуст. Уклонение же от частого приобщения святых Таин есть, по свидетельству св. Иоанна Златоуста, «делом диавола».

 «Одна у нас должна быть скорбь - та, что мы не приобщились этой Пищи. Действия этого Таинства совершается не человеческою силою. Тот, Кто совершил их тогда, на той Вечере, и ныне совершает их. Мы занимаем место служителей, а освящает и претворяет Дары Сам Христос. Да не будет здесь ни одного Иуды, ни одного сребролюбца. Если кто не ученик Христов, то пусть удалится; Трапеза не допускает тех, которые не таковы. С учениками Моими, - говорит Христос, - совершу пасху (Мф. 26, 18). Это та же самая Трапеза, которую предлагал Христос, и ничем не менее той».
(Творения иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константина града, Златоустого Т. 7. С. 828)

 «Как львы, дышащие огнем, так мы отходим от этой [Святой Трапезы], став страшными для диавола, имея в себе и нашего Главу Христа, и любовь, которую Он нам оказал. Эта Кровь делает сияющим царский образ нашей души, рождает невыразимую красоту, не дает увянуть благородству в душе, орошая ее непрестанно и питая. Эта Кровь, достойно принимаемая, прочь гонит от нас бесов, ангелов же привлекает, вместе с Владыкой ангелов. Ибо бесы убегают, когда видят Владычнюю Кровь, а ангелы собираются. Она — спасение наших душ, Ею радуется душа, Ею украшается, Ею согревается, Она делает наш ум светлее огня, Она делает нашу душу чище золота. Причащающиеся этой Крови стоят вместе с ангелами и вышними силами, будучи одеты в ту же, что и у них, царскую одежду, и оружие имея духовное. Но я не сказал еще о самом великом: причащающиеся одеты в Самого Царя».
(Беседа 46,3 на Евангелие от Иоанна)


 Св. Григорий Богослов

 «И как они зажгут в своих сердцах божественную любовь, духовную радость, божественный мир и прочие плоды и дары Святого Духа, не причащаясь Тела и Крови возлюбленного Сына Отца, Единосущного Духу Святому, который есть сущая радость и мир наш, по словам Апостола, и источник всех благ? - недоумевал святитель Григорий Богослов. - Я изумляюсь и удивляюсь, как могут христиане в настоящее время праздновать воскресный день, или другие праздники года и радоваться духовно истинной радостью, если они не принимают постоянно Святое Причастие, которое есть повод и причина для праздника и торжества».


 Св. Василий Великий

 «Хорошо и приполезно каждый день приобщаться и принимать св. Тело и Кровь Христову. Ибо кто сомневается, что непрестанно быть причастником жизни не что иное значит, как жить многообразно? Впрочем, пусть приобщается четыре раза каждую седмицу: в день Господень, в среду, в пятницу и в иные дни, если бывает память какого святого».
(Тв. св. Василия Вел. , Серг. Лавра, 1901, ч.б, стр. 186: К жене Патриция (Слово 89), О приобщении (Слово 93) - Письмо 372 г.)


 Св. Кирилл Александрийский

 Благодаря Причащению мы очищаемся от всякой душевной нечистоты и получаем готовность и ревность к добру: «Честная Кровь Христа не только от тления нас избавляет, но и от всякой нечистоты, сокрытой внутри, и не оставляет нас охлаждаться в нерадении, но делает нас более горячими в Духе».

 «Как смогут они угасить пламя страстей если не причащаются Непорочных Таин, изгоняющих немощь, усмиряющих суровую брань плоти и умерщвляющих страсти. И так верно, что непостоянно причащающиеся, упускают все небесные и божественные блага. К тому же нарушают Заповеди Господни, как мы говорили раньше, и правила апостольские и Соборов, и всех святых, к которым мы обращались, и повинны, вплоть до отлучения от Церкви, которое установили Божественные Апостолы и Апостольский Собор. Они дали свободу и место дьяволу, откладывая Причастие, чтобы он ввергнул их в различные грехи и другие искушения, - говорит святитель Кирилл Александрийский, - удаляющие себя от Церкви и Причастия становятся врагами божьими, а демонам – друзьями».


 Св. Аполлос

 «Монахи должны, если могут, приобщаться каждодневно Святых Таин, потому что кто удаляется от Святых Таин, тот удаляется от Бога, а кто постоянно приобщается, тот всегда принимает в себя Спасителя...».
(Добротолюбие. Т. 1-5. СПб., 1895-1913)

 Св. Игнатий Брянчанинов

 СЛОВО во вторник двадцать третей недели. Объяснение молитвы господней.

 «... Хлеб наш насущный даждь намъ днесь. Не о пище гибнущей говорится здесь! “не пецытеся, глаголюще, что ямы, или что пiемъ, или чимъ одеждемся”(Матф. VI, 31.); говорится о пище, новой, которую даровал человекам вочеловечившийся Сын Божий, о хлебе жизни, снизошедшем с неба, о хлебе Божьем, способном насытить и преподать вечную жизнь всему миру (Iоанн. VI, 27, 33.). Слово насущный означает, что этот хлеб, по качеству своему, превыше всего существующего (Пр. Кассiанъ, Соll. IX, сар. XXI). Величие его и святость бесконечны, непостижимы; освящение, достоинство, доставляемые вкушением его, необъятны, необъяснимы. Хлеб, подаваемый Сыном Божьим, есть всесвятая плоть Его, которую Он далъ за живот мира (Iоанн. VI, 51.). К чудной пище присоединено столько же чудное питие. Плоть Богочеловека дана в пищу верующим, кровь Его - в напиток. ...Хлебъ нашъ насущный - так пишется прошение святым Евангелистом Лукою - подавай намъ на всякъ день (Лук. XI, 3.). С прошением совмещено заповедание, возлагающее на христиан обязанность, столь ныне упущенную, ежедневного приобщения Святымъ Таинамъ. “Сказавъ на всякъ день, Господь выразил этим, что без сего хлеба мы неспособны провести ниже одного дня в духовной жизни. Сказав днесь, выразил этим, что его должно вкушать ежедневно, что преподание его в протекший день недостаточно, если в текущий день не будет он преподан нам снова. Ежедневная нужда в нем требует, чтоб мы учащали это прошение и просили его на всякое время: нет дня, в который бы не было необходимо для нас употреблением и причащением его утвердить сердце нашего внутреннего человека” (Пр. Кассiанъ Collatio IX, cap. XXI)».
(Книга: “Сочиненbя епископа Игнатия Брянчанинова” том 4 “Аскетическая проповедь и письма к мирянам”, т.4, стр. 246-248, C.-Пет., 1886 г.)

 Пр. Исаак Сирин (VIII век)

 «Кто обрел любовь, тот каждый день и час вкушает Христа, и делается от сего бессмертным; ибо сказано: кто снесть отъ хлеба сего, его же Азъ дамъ ему, смерти не узрит во веки (Иоан. 6,51,58). Блажен кто вкушает от ХЛЕБА ЛЮБВИ, который есть Иисус. А что вкушающий любви вкушает Христа, сущего над всеми Бога, о сем свидетельствует Иоанн, говоря: Бог есть любовь (Иоан. 4,8.16). Итак, живущий в любви пожинает жизнь от Бога, и в этом еще мире, в ощущаемом здесь, обоняет оный воздух Воскресения. Сим воздухом насладятся праведные по воскресении. Любовь есть царство; о ней Господь таинственно обетовал Апостолам, что вкусят ея в царстве Его. Ибо сказано: да ясте и пiете на трапезе царствiя Моего (Лук. 22,30), что иное означает, как не любовь? Любви достаточно для того, чтобы напитать человека вместо пищи и пития. Вот вино (т.е. причастие), веселящее сердце человека (Пс. 103,15). Блажен, кто испиет вина сего! Испили его невоздержные, и устыдились; испили грешники, и забыли пути преткновений; испили пияницы, и стали постниками; испили богатые, и возжелали нищеты; испили недужные, и стали сильны; испили невежды, и умудрились».
(Св. Исаак Сирин Слово 83 “О покаянии” книга: “Аввы Исаака Сирина слова подвижнические”)


 Пр. Максим Египетский

 «Христиане пищей для себя имеют оный Небесный Огонь; он для них упокоение, он очищение и омывает, и освящает сердце их, он приводит их в возрастание, он для них воздух и жизнь».
(Духовные беседы. Изд. 4. Сергиев Пасад, 1904)

 «Итак без Божественного Причащения мы напрасно трудимся. “Ибо как ветвь не может приносить плоды сама собой, если не будет на лозе, так и вы, если не прибудете во Мне. Я есть Лоза, а вы ветви, кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон” (Иоан. 15, 4-6). Но только “Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывают во Мне и Я в нем” (Иоан. 6, 56)».

 Пр. Иов Исповедник

 «Если говорить о Святыне Причащения, то праведному и порядочному христианину хорошо, и справедливо, и естественно часто освящаться и прибегать к этой Святыне, и жаждать ее более, чем мы желаем дышать. Поэтому каждый имеет разрешение причащаться постоянно, так что, если возможно, достойные не имеют препятствия причащаться даже каждый день».


 Св. Киприан Карфагенский

 «Не обленитесь приступать к Чаше Жизни, Бессмертия, Любви и Святыни, но приступайте со страхом Божиим и верою. А кто не хочет и не радеет об этом, тот не любит Иисуса Христа, тот не получит Духа Святого, и, следовательно, он не войдет в Царство Небесное».
(Письма. 63. 4)


 Пр. Макарий Нотарас

 «Если поразмыслим хорошо, то поймем, что невозможно взойти к совершенству без постоянного Божественного Причастия Святых Таин, поскольку без него и любви нельзя достигнуть, без любви же – послушания Владычным заповедям, без послушания же – совершенства».


 Пр. Макарий Египетский

 Преподобный Палладий рассказывает об авве Макарии Египетском, что, после того как он исцелил ту женщину, которая по диавольскому содействию казалась людям лошадью, он дал ей такой совет и сказал: «Женщина, никогда не отсутствуй на Приобщении Тайн Христовых, но причащайся часто, ибо это диавольское действие случилось с тобой потому, что ты не причащалась пять недель, и от этого диавол нашел место и досадил тебе».


 Пр. Никодим Святогорец

 «Таким образом, без частого Причащения мы не можем освободиться от страстей и взойти на высоту бесстрастия. Так и израильтяне: если бы они не захотели есть пасху в Египте, не смогли бы из него освободиться.

 Египет же означает жизнь страстную. И если мы не причащаемся непрестанно Честному Телу и Крови нашего Господа (если было бы возможно, то и каждый день), мы не в состоянии освободиться от мысленных фараонитов. Божественный Кирилл Александрийский именно так и говорит: «То, что израильтяне, будучи рабами и трудясь под началом египтян, совершили [то есть закололи агнца и съели пасху], это означает, что душа человека не может иначе прийти к свободе и избежать тирании диавола, кроме как Причащением Христу. Ибо Он Сам сказал: "Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете" (Ин. 8, 36.)».
(Глафира на книгу Исход. Цит. выше место. Ср.: цит. изд. С. 265.)

 Однако никто не может приобрести мир, не имея других добродетелей, добродетель же не приобретается без исполнения заповедей, а заповедь, в свою очередь, не может исполняться в совершенстве без любви, любовь же не возобновляется без Божественного Причащения. Итак, без Божественного Причащения мы напрасно трудимся.

 Ведь многие часто изыскивают сами в себе разные добродетели, надеясь спастись благодаря им и без частого Причащения. Но это почти невозможно, ибо они не хотят подчиниться воле Божией, состоящей в том, чтобы причащаться часто, согласно чину Церкви, то есть за каждой совершаемой Литургией, когда они собираются в храм.

 К таким людям Бог говорит через пророка Иеремию: «Мене оставиша источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушеныя, иже не возмогут воды содержати» (Иер. 2, 13). Иными словами, оставили источник добродетели и дарований Святого Духа и выкопали в самих себе водоемы, продырявленные снизу, которые не могут держать воды.


 Но тогда труды принимаются и добродетели приносят пользу, когда совершаются по воле Божией. Воля же Божия состоит в том, чтобы мы делали так, как нам повелевает наш Господь, Который нам говорит: «Ядый мою плоть и пияй мою кровь имать живот вечный» (Ин. 6, 54). Это не просто заповедь, но всех заповедей глава, ибо является совершительной силой и неотъемлемой составной частью остальных заповедей.


 Итак, возлюбленный мой, если ты хочешь зажечь в своем сердце божественное рачение и приобрести любовь ко Христу, а с нею приобрести и все остальные добродетели, часто приступай ко Святому Приобщению — и тогда насладишься тем, чего желаешь. Ведь невозможно кому-либо не возлюбить Христа и не быть возлюбленным от Христа, если он непрестанно причащается Его Святого Тела и Крови. Это происходит естественным образом.

 
***
 
ЕВХАРИСТИЯ И СВЯЩЕНСТВО
(лекция профессора МДАиС А.И.Осипова)

 В прошлый раз мы занимались рассмотрением христианского понимания таинств и отличие его от языческого, и коснулись вопроса связанного с таинством крещения. И обратили внимание, что таинство крещения по своей внешней стороне и по существу внешней стороны не очень отличается от омовений или баптизо, которых мы находим в других религиях, в частности у кумранитов, где обряд омовения, с которым была связана мысль об очищении человека душевно-телесного, прослеживается достаточно очевидно и высказывается в их вероучительных документах, текстах. Тем не менее, существенная разница между нашими таинствами и языческими очевидна.

 Главное заключается в том, что в языческих мистериях и различных таинственных сокроментальных церемониях сам этот акт, само это действие носило магический характер, т.е. оно действовало независимо от того в каком состоянии, нравственном, духовном находится данный человек. Именно магическое понимание всех этих сакральных таинств, оно окрашивает всю религиозную тематику, связанную с этим моментом в различных религиозных системах. В частности касаясь таинства крещения, мы обратим внимание на то, что в христианстве первичным смыслом таинства крещения является именно идея рождения, нового рождения человека, может быть даже более важного, чем само рождение, телесное рождение человека. Это рождение заключается в том, что таинственно человеку принимающего это таинство с верой и благоговением, всевается некое новое семя Христова, духовное семя нового человека. Я вам приводил целый ряд святоотеческих высказываний, которые красноречиво говорят об этом, т.е. происходит рождение нового человека. Чем оно обусловлено? Обусловлено не просто совершением, внешним совершением священнодействия, нет-нет, помните что говорил святой Великий патриарх Иерусалимский Кирилл: «Если ты лицемеришь, то люди тебя крестят, а Дух Святой крестить не будет». Т.е. само священнодействие обессмысливается для человека. Если мы коснемся других таинств, то еще более сильным оказывается утверждение откровений. Ап. Павел пишет о том, что таинство даже можно принять во вред себе, кто ест или пьет не достойно, не просто суть – едят и пьют, а многие потому и болеют и даже умирают. В таинстве человек соприкасается с самим Богом. С каким же чувством, с каким душевным настроением должен приступать человек к каждому таинству, не к священнодействию просто мы приступаем, а к Самому Богу, присутствующему здесь и действующему в нас через это священнодействие, т.е. никакие священнодействия, которые мы называем таинствами, не совершаются сами собой, что католическое учение операто, это не верное учение, не в силу совершенного действия Господь посылает определенный дар Св. Духа, а лишь тогда, когда есть соответствующий духовный отклик человека.

 Епископ Феофан затворник писал: «Надо при этом иметь мысли, что в сем умертии греху через крещение, ничего не бывает механическим, а все совершается с участием нравственно- свободных решимостей самого человека. Господь приступающего к Нему с покаянием и верою приемлет, прощает ему все прежние грехи, и освящая таинствами снабжает силою препобеждать живущий в нем грех, самого же греха не изгоняет, возлагая на самого человека изгнать его с помощью даруемой ему для того благодати». Вот оказывается что происходит в таинствах. Нет никакого автоматизма, никакого магизма, здесь человек становится другой стороной. Это таинство Богочеловечно, двустороннее это таинство и не может быть совершенно без человека.

 А вы знаете как глубоко вкоренился этот взгляд на то, что можно совершить таинство не зависимо от человека. Вспомните нашу историю России. Как часто мы видим случаи, возьмите того же Ивана Грозного, когда жена не угодна, куда ее? В монастырь. Не важно хочет или не хочет. Постригли ее, всё, никуда не денешься. Неужели вот так и в Царствие Божье можно завести, раз – и захлопнуть двери, не выскочишь от туда, прям красота…

 Ну хорошо, теперь я думаю нам стоит немножко поговорить и о другом таинстве, аналоги которого внешне естественно, мы находим у язычников, речь идет ни каком нибудь величайшем таинстве, а о таинстве евхаристии.

 Оказывается, вкушение хлеба, употребление вина, в сакральном именно смысле имело место в древних языческих религиях, в частности на ближнем востоке, и у американских различных индейских племен (этот хлеб назывался санку), неудивительно что это всегда имело место. Хлеб и вино всегда были символами жизни и радости. Эти символы Христос не отрицает, Он берет именно тот же хлеб и вино, но посмотрите какая разница между таинствами евхаристии, и тем, что мы находим в тех же языческих церемониях. Там надо было знаком приобщения к жизни, знаком приобщения к радости, знаком, если хотите единства человеческого общения людей между собой. В христианстве мы находим совершенно другое. Но прежде чем сказать как христианство понимает это таинство, необходимо напомнить как смотрит на это таинство традиция католическая и традиция протестантская.

 Начиная с XIII века католичество уже сформировало ту концепцию понимания этого таинства, которого в церкви не было. Я дерзаю это утверждать, а потом попытаюсь это утвердить.

 В XVI веке уже эта традиция находит не только подтверждение, а утверждение на соборе, причем такого высокого ранга как Триденский собор, это собор антиреформийский. В это время проходила эта реформация, и собор этот был призван поставить заслон реформации и еще раз напомнить христианам об истинах веры, как она понимается в католической церкви, в частности Триденский собор определял, через благословение хлеба и вина, сущность хлеба целиком изменяется в сущность плоти Христовой, а сущность вина в сущность Его Крови. Эта идея уже в XVI веке как я сказал, уже не было новой, например, по Фоме Аквинскому в католической церкви Великому святому, евхаристия есть «убиение, заклание Христа, имолацио кристи». Католичество все свое внимание обратило на ту сторону, что же там происходит с святыми дарами, и пришло к выводам, которые действительно заставляют задуматься.

 Вы знаете термин «пресуществление». Что подразумевается под этим термином, какой смысл вкладывается? Оказывается простой. В соответствии с теми философскими взглядами, которые были присуще данному периоду жизни католической церкви, происходящее в таинстве евхаристии, было интерпретировано следующим образом.

 Акциденция (внешние, видимые свойства, которые доступны для наших чувств) хлеба и вина, т.е. евхаристических даров – остаются неизменными, сущность же хлеба и вина, т.е. материальная сущность хлеба и вина изменяется, превращаясь в сущность Тела и Крови Христовой.

 Таким образом было объяснено, как это понимать, что мы причащаемся Тело и Кровью Христовой. Оказалось так, что когда мы говорили акциденция не меняется, а меняется существо, то это равносильно тому, что наши чувства не воспринимают того, что происходит в действительности с дарами, т.е. еще сказать точнее, у нас происходит обман чувств, вот что стоит за этим пониманием. Почему можно усомниться в этом католическом понимании? По целому ряду присутствующих здесь моментов.

 Первый момент, может быть главное заключается в том, что по своей материальной сущности хлеб и вино, ничем не отличается от сущности нашего тела, нашего с вами тела, как и наши тела ничем не отличаются по свой сущности от Тела Христова, лучше сказать само Тело Христово ничем не отличается от сущности всех наших тел.

 Афанасий Великий по этому поводу совершенно определенно пишет: «Дух Святой отличен от единства тварного бытия», т.е. он утверждает ничто иное, как удивительную вещь, что оказывается тварное бытие, все тварное, по своему существу едино, Дух Святой отличен от единства тварного бытия, тварное бытие в своем существе едино». Но он пишет и другие вещи, гораздо более сильные, о которых сейчас я вам сообщу. Я зачитываю: «Тело, поскольку имело Оно (тело Христово) общую со всеми телами сущность и было Телом человеческим, хотя по необычайному чуду образовалось из Единой Девы, однако же будучи смертным по закону подобных тел подверглось смерти».

 Оказывается с чем мы имеем дело, с очень интересным вопросом, о том, какой же смысл если бы так было, чтоб хлеб и вино в своей сущности превращалось в Тело Христово чтобы это дало? Если Оно ничем не отличалось от наших тел и ничем ни отличается от сущности всего созданного тварного мира. Это первое.

 Второе. Чем Тело Христово отличалось от наших тел? Своею сущностью? Нет. Чем же? Только одним, тем что Оно было не слитно, неизменно, нераздельно, неразлучно, соединено с Божеством, Богом Слово. Вот чем Оно отличалось – единением с Богом Слово, а не какой-то отличной материальностью, какими-то другими химическими и физическими элементами, которые присуще в Нем, ничего этого не было, причастностью к Божеству, тою причастностью, которой не обладаем мы, которой мы не имеем, вот оказывается чем отличалось тело Христово от наших, т.е. Оно не само по себе, а отличалось характером Своего единства с Божеством. Если попытаться определить католическую точку зрения, то ее можно было назвать монофизитско- докетической, поскольку она, эта точка зрения, утверждает такое превращение хлеба и вина в тело и кровь, при котором мы люди не способны видеть, т.е. нам кажется (докео), что это остается хлеб и вино, на самом же деле нет, это не хлеб и вино, т.е. мы становимся перед той докетической точкой зрения, которая была осуждена в свое время в церкви, когда речь шла о человечестве Иисуса Христа, т.е. речь идет о чем, о каком-то не просто пресуществлении, а если хотите превеществлении, почему Хомяков Алексей Степанович и назвал евхаристию у католиков какое-то атомистическое чудо, от слова «атом».

 Есть и другая точка зрения, не менее крайняя, протестантская, которая считает, что Христос лишь присутствует в святых дарах, пока верующий причащается их. Как только закончил причастие, и, если там что-то осталось в чаше, всё, Христос покидает эти дары, ибо дары для причащающихся. Христос только для тех, кто причащается, не будет же Он присутствовать там, где уже эти дары никому не нужны. Поэтому они совершенно спокойно, без всякого зазрения совести, могут все это вылить в помойное ведро или выбросить.

 Помните несторианскую ересь, когда Бог Слово присутствует в человеке- Иисусе, но не всегда присутствует, на кресте взял и оставил Бог Слово человека- Иисуса, может соединяться, может оставлять. Эта ересь была осуждена церковью, именно ересь, мы говорим именно о не слитном, повторяю, неизменном, нераздельном, неразлучном единении Божества в человечеством во Христе. Как же понимать, что же происходит, почему же все святые отцы единогласно говорят, что мы причащаемся Тело и Крови Христовой, что это значит тогда?

 У меня были многократные случаи, когда обращались люди светские, под час с некоторым знаете ли стеснением, и в то же время недоумением говорили: «Что, христианство утверждает, что будто бы вы едите плоть человеческую, вы что утверждаете антропофагию, возможность, да?»

 Вот такие вопросы задавали корреспонденты. Эти вопросы, которые волнуют очень многих. Уже было много случаев, когда подходят и говорят, не могу причащаться, (это было с женщинами). Почему? Я же не могу кровь пить, (в ужасе). Это обусловлено чем? Вот этим грубым, католическим пониманием. Это грубятина, просто невероятнейшая, которой приходиться только удивляться.

 Святые отцы нас учат, и что они говорят об этом.

 В таинстве евхаристии происходит тот же процесс, который имел место в Боговоплощении. Не случайно за литургией символически проходит вся жизнь Иисуса Христа, от воплощения до воскресения. В Боговоплощении имело место то, что наитием Св. Духа произошло холкедонское единение Бога с человеческим естеством, при этом человеческое естество было именно человеческим, в полном и окончательном смысле этого слова, во всем по своему естеству подобное нам, никаких изменений, никаких различий, подобное всем телам человеческим.

 Как пишет Афанасий Великий, это является одним из кардинальных догматических положений христианской веры. Отсюда вывод, что в евхаристии как и в Боговоплощении наитием тоже Святого Духа не слитно, неизменно, нераздельно, неразлучно воспринимается Богом Слово в Свою ипостась эти евхаристические дары, именно потому, а не по причине превращения этих даров в Тело и Кровь Христову, не превращение в сущности Тело Христово, трансубстанцию, вот это пресуществление, как у католиков, эти святые дары являются Его плотью, не по причине изменения, а по причине соединения. Мы называем плоть Христову – Божественной, хотя это плоть и человеческая. Почему плоть человеческая Его стала спасительной? Потому что была соединена с Божеством, поэтому когда к Нему прикасались люди или Он прикасался, то исцелял. И эти святые дары таким наитием Святого Духа, как и во время Боговоплощения становились причастными, т.е. едиными, халкидонски едиными, с Его человеческой плотью. Как это может быть? Таким же действием Святого Духа. Не случайно ведь когда Он жил, Он тоже ел хлеб, пил вино, и они становились Его Телом и Кровью, т.е. становились причастными к Божеству Слово таким же халкидонским образом. Это происходит и в евхаристии, т.е. во время литургии, поэтому святые дары халкидонские воспринимаемые Богом Слово, в тоже самое единство с Собой как и плоть от Девы Марии изменяют не свою материальную сущность, а характер своего существования в этом мире. Хлеб не превращается невидимо, обманчиво для чувств в Тело Христово, а халкидонски соединяется с Ним с Богом Слово воплощенным, причащается Ему, как и при восприятии Им человеческой природы воплощения. Потому, а не в силу какого-то таинственного, магического превращения, евхаристический хлеб и является истинным телом Христовым. Потому и освященные дары во время литургии, даже после освящения называют хлебом («раздробил владыка святый хлеб»), потому священник не является истязателем, когда раздробил агнец, он не Тело Христа режет, он хлеб режет, но какой!.. физически он остался хлебом, но отныне он соединен действием Святого Духа, с Богом Слово воплощенным. Поэтому после приложения этот хлеб сохраняет все свои естественные свойства, это знает каждый причащающийся, каждый священник, особенно хорошо это знает каждый дьякон, когда ему приходится употреблять святые дары после, и особенно если это много остается, все это прекрасно знают. Поэтому православие с древнейших времен употребляет другие по сравнению с Западом термины в отношении происходящей литургии. Какие? У нас нет слова «пресуществление», а есть приложение, претворение святых даров, это некие таинственные слова, с помощью которых выражается вот то изменение, которое произошло с этим хлебом и вином, в этом заключается основная идея, изменения происходят не вещественного характера, не материального, а характера существования бытия в этом мире. Поэтому и причащающиеся по словам отцов, мы становимся едины тела, становимся Христовыми, становимся Телом Христовым. Так что у нас тело Христово? В каком смысле Тело Христово? Что у нас изменился наш состав, и мы изменились телесно, вещественно? Нет, речь идет не о вещественном изменении, а о той причастности Духу Святому, который происходит и в причащающемся, через принятие святых даров, через их вкушение. Поэтому причащающийся не превращается невидимо в Тело Христово, а в меру своего духовного состояния вступает в непосредственное духовное, душевное, телесное единение со Христом, именно причащается Ему, т.е. соединяется с Ним, и в силу этого становится как говорят св. отцы единотелесным, единокровным Христу, так что вот оказывается в каком смысле. В причащении происходит со Христом, с Богом Слово воплощенным, а не превращение во Христа. Никто из причащающихся не превращается во Христа и по-моему такой идеи никто, никогда не высказывал.

 Еще раз повторяю, что в евхаристии нет никакого магизма, нет никакой мистической алхимии, нет никакой механичности, о которой так хорошо сказал Феофан Затворник, и потому христиане вовсе не являются какими-то антропофагами, теми язычниками, которые приносили человеческие жертвы и потом их поедали, ничего подобного этого у нас нет. Стоит привести несколько высказываний отцов, которые подтверждают эти мысли.

 Ириней Леонский пишет: «Как хлеб, взятый от земли, после призывания нам ним Бога уже не есть обыкновенный хлеб, но евхаристия, состоящая из двух вещей, из земного и небесного, так и тела наши принимая евхаристию».

 Святой Иоанн Дамаскин: «…так и хлеб общения не простой хлеб, но соединенный с Божеством, очищаясь, мы соединяемся с Телом Господа и Духом Его и делаемся Телом Христовым, причащением же называется таинство потому, что через него мы причащаемся Божества Иисуса Христа, а общением и называется, и по истине есть следствие того, что через Него мы вступаем в общение со Христом и принимаем участие в Его как плоти так и Божестве, ибо так как мы причащаемся от единого хлеба, то все делаемся единым Телом Христовым, и единою кровью и членами друг друга будучи составляющими одно тело со Христом, поэтому достанем все из сил остерегаться, чтобы не принимать причащение от еретиков, не давать им чтобы нам не сделаться участниками превратного учения и осуждения их».

 Григорий Нисский прямо пишет что: «Хлеб освящен вселением слова».

 Иоанн Златоуст говорит: «Будем в таинствах обращать внимание не на внешность только, когда Христос говорит «сие есть Тело Мое», то убедимся, будем верить и смотреть на это духовными очами, Христос не предал нам ничего чувственного, но все духовное, только в чувственных вещах, так и в крещении через чувственную вещь воду сообщает дар, а духовное действие состоит в рождении и обновлении».

 Филарет Киевский: «Назвав телом хлеб, и снова Самим Собой назвав вино, Он удостоил видимые символы наименования Тело и Крови», не прелагая (значит - не изменяя, не превращая) природу, но приложил к природе благодать.

 Интересный случай приводит Ириней Леонский, о многом говорящий: «Поскольку эллины, схватив рабов христиан оглашенных, употребляли потом насилие, чтобы выведать от них что-либо тайное о христианах, то эти рабы не зная что сказать в угоду насильствующим, кроме того что слышали от своих господ именно, что Божественное причастие есть Тело и Кровь Христа и сами воображая что это на самом деле есть кровь и плоть, такой ответ давали истязателям. Эллины принимая что это действительно совершается христианами, внушили и другим эллинам, и мучениями заставляли мучеников санкта и бландино признаться в этом». Бландино смело отвечали: «Как могут допустить это люди, которые ради благочестивого подвига не вкушают даже дозволенного мяса», т.е. они как могут они допустить вкушение крови и плоти, когда даже дозволенного мяса не вкушают.

 У Макария Египетского есть такое выражение: «Причащающийся видимого хлеба духовного будут вкушать плоть Господню».

 А св. Евсевий Кесарийский говорит так, что: «В евхаристии речь идет не о той плоти, которую Он воспринял, но о таинственном Тело и Крови».

 Митрополит Вениамин Федченков в своей работе литургии писал: «…но Боже сохрани предаваться здесь мечтательному воображению физического воззрения на святые тайны. Здесь все духовно, все сверхъестественно, все Божественно».

 Суть евхаристии состоит в том, что это таинство даруется для того, чтобы мы могли действительно самым ближайшим, тесным образом придти в единство со Христом и как во Христе это ближайшее единение мы называем халкидонским единением, осуществилось наитием Святого Духа через приобщение Божества человечеству, так и здесь, через вкушение святых даров мы приобщаемся Тому же Богу Слово, вкушая хлеб соединенный с Божеством, тем же халкидонским образом. Так мы становимся причастниками Христовыми, становимся единотелесными, единодуховными Ему. Но это, повторяю, происходит не механически, не магически, а происходит лишь в той мере (наше причащение Богу Слово), в какой мы способны к восприятию Его, т.е. это зависит от нашего духовного состояния. В данном случае мы видим, что ничего общего с тем что имело место в различных языческих религия мы не утверждаем, нет магизма в таинстве евхаристии, как и во всех других таинствах. Никакой не происходит алхимической реакции, кстати видимо есть подозрение большое, что само учение о трансубстанциацио, т.е. пресуществление, сама эта идея возникла в силу двух факторов: 1) философии Аристотеля, которая была очень развита, которой увлекались в то время, и 2) алхимии, когда была очень популярна идея, возможного превращения одних элементов в другой. И вот здесь только алхимические процессы заменили словами писания и решили что в мессе, во время мессы совершается тот же процесс, который совершается у алхимиков другими путями.

 Что касается вопроса об евхаристии, то его бы вообще не надо трогать, поскольку действительно тайна и лучше, удобней было бы молчание, но как справедливо бы сказал один отец, что мы вынуждены говорить о тех вещах, о которых бы надо бы молчать, поскольку злоба еретиков вынуждает нас делать это.

 Теперь поговорим о священстве. Во всех религиях всегда существовало жречество. Иногда как выделенный институт, иногда жреческие функции исполняли старшие. Но всегда этот институт, связанный с жертвоприношением и совершением определенных священнодействий до сих пор имеет место во всех религиях. чем же отличается христианское понимание священства от того, которое мы имеем в языческом. Оно, во-первых связано с пониманием того, что мы называем жертвой. В язычестве все просто. Там что-то приносится Божеству в прямом смысле слова, взгляд на существо (не знаю есть ли исключения) этого жертвоприношение – юридический. Жертва все равно будет иметь искупительный, выкупной характер, за грехи надо платить. Этими жертвами искупаются грехи, и умилостивляется Божество. Вот эту функцию, принесение жертв и исполняют жрецы.

 Священство в христианстве отличается от жреческих функций тем, что священство связано с идеей освящения самого человека, вся история христианской церкви подтверждает что изначально и до настоящего времени поставление во священника связано с особым молитвословием, особым богослужением, более того утверждается что в священстве тот дар, который получает человек, он сопряжен и является единым с тем даром Духа Святого, которым уже обладали апостолы. Но здесь мы сталкиваемся, как и в других таинствах с очень важным явлением. Что же делает священника священником? Само это совершение священнодействия, или тут присутствует что-то другое, и что происходит здесь? Какой дается дар, с какой целью дается этот дар человеку? Что за дар? Это очень важные вещи. Первое, о чем мы должны сказать, что само рукоположение священника совершается во время евхаристического богослужения является ничем иным как ярким свидетельством того, на что ставится человек, характер священнодействия сопряжен не просто молитвою, а с очень важным действием, не в смысле сакральном, а важном в отношении смысла совершающегося, его обводят вокруг престола трижды, для подтверждения всей силы и значимости того что совершается, это ничто иное как обручение, венчание, как таинственный брак духовный священнослужителя с той общиной, которой отныне он должен быть главой и служителем, он вступает в единство с этой общиной, по образу бракосочетания. Отсюда выявляется и главнейшее назначение священника и тот дар Св. Духа, который ему дается. Это назначение заключается в пастырстве, т.е. главная функция священника ниспосылаемый ему дар, дар чтоб указывать, быть пастырем в этой общине. Задача пастыря известно какая, вести на пажите, т.е. там где польза и благоденствие, т.е. указывать путь спасения и охранять от диких зверей и от воров. Вот пастырская функция, функция – пасти, учить, направлять, созидать и охранять, вот главное, вот на что дается дар Св. Духа. Дается ему в меру его веры, в меру его духовного состояния, ибо никакого автоматического дара и в любом другом таинстве, здесь быть не может. Бог не может насильно войти в душу, которая не принимает Бога и не хочет Бога, нет в ней веры, не может быть и этого дара. И степень этого дара, сила этого дара дается по мере духовного состояния человека. Какой дар? Дар пасти, спасать, т.е. помогать людям в деле спасения, вот какой дар. Почему я так подчеркиваю, потому что увы, произошел какой-то сдвиг в понимании священства, всю функцию свели к совершению священнослужения, да это так сказать естественно сопряжено с этим, но главное то, это его пастырство, он должен быть отцом, должен быть наставником, должен быть руководителем, пастырем. Священнослужение, в том числе и совершение таинств, это есть то право, которое получает священник, более того, когда уже видно очевидно, что священник лишен дара Духа Святого, когда не известно кто, еретик или распутник, завтра запретят, снимут сан, сегодня он служит…

 Таинства совершаются почему, потому что таинства совершает Господь, а не священник, «Ты еси принося и приносимый», а священник же только священнодействует. Это право у него отнимается, когда снимается с него сан. Дар же пастырский, который ниспосылается ему в таинстве священничества, он может и возгреваться, т.е. развиваться, (как пишет ап. Павел в послании к Тимофею), при условии чистой жизни, святой жизни, освященной, священной жизни (почему и назыв. священником), может гаснуть и вообще прекратиться в человеке, он будет только священнодействовать, тогда он остается одним жрецом.

 Святой Иоанн Златоуст потому и говорил: «Священник должен иметь душу, чище самих лучей солнечных, чтобы не отступил от него Дух Святой, чтоб никогда не оставлял его без Себя Дух Святой», вот что он пишет о священнике. Иоанн Златоуст спрашивает: «Что же скажешь, неужели Бог рукополагает всех, даже не достойных?» Всех Бог не рукополагает, но через всех Он Сам действует, хотя бы они были и не достойными для спасения народа. Обращаю ваше внимание, что когда Иоанн Златоуст говорит, что через всех Он действует, то речь идет вовсе не о том, что отныне тебя рукоположили, и ты теперь всё, что не скажешь, то твое слово истинное (как я слышу от одного: первая мысль, которая пришла в голову – это от Бога). Если бы хоть один св. отец следовал бы этой мысли, да… Это мне придет в дурную голову мысль… Нет-нет, не об этом идет речь, когда говорит Иоанн Златоуст, нет, он говорит о другом, что да, хотя ты и не достойный, но через тебя действует Бог в тех таинствах, которые ты совершаешь, вот о чем идет речь. А уже в отношении духовного назидания, наставления, они будут в той мере ценны, истинны, правильны и благодарственны, в какой мере ты сам, священник, соответствуешь этому в христианской жизни. Вот о чем говорит Иоанн Златоуст, с другой стороны он говорит: «Не думаю, чтобы в среде священников было много спасающихся, напротив гораздо более погибающих, и именно потому, что это дело требует великой души. Священники получили власть не свидетельствовать только очищение (как точно сказано), но совершенно очищать не проказу телесную, как в Ветхом Завете, но нечистоту душевную. Дары Божии не таковы, чтобы они зависели от священнической добродетели, все происходит от благодати, дело священника только отверзать уста, а все совершает Бог. Священник же исполняет только видимые действия (видите как он пишет о совершении таинства), священник совершает крещение и приносящий жертву руками своими участвует в этом деле, а освящает и силу сообщает его действиям Святой Дух», 11 том.

 Потому Григорий Нисский пишет, что: «Священство есть достояние Божественное, а не человеческое».

 Семен Новобогослов, который высказывает весьма насущную мысль: «Настоятелю мало быть убрану, и краситься только телесным и душевными добродетелями, но надлежит при сем наипаче сиять духовными дарованиями».

 Подводя итог об этих таинствах, я хотел привести еще одну мысль Иоанна Златоуста, которая очень важна: «Ни крещение, ни отпущение грехов, ни знание, ни причастие таинств, ни священные трапезы евхаристии, ни принятие тела, ни причастие крови, ничто другое из этого не в состоянии будет нам помочь, если мы не имеем жизни правой и удивительной, свободной от всякого греха». Действительно ничто нам не поможет, никакие таинства, если мы не будем вести соответствующей христианской жизни.



 В о п р о с ы (на лекции к профессору Осипову А.И. ).


1.Как объяснить слова Спасителя, которые произносятся на литургии, «если же бы забыл ……..»?

 Надо сказать, что не надо брать в отдельность только эти слова. За литургию произносятся не только эти слова, а вспоминается все: и Его рождение, и Его страдания, и Его смерть, и Его воскресение. Эти слова «я же забыл ……», это вопрос о Жертве Христовой, о значении Жертвы Христовой, как понимать, что евхаристия является Жертвой Христовой. В католичестве это понимается так: что каждое совершение мессы, это ничто иное как принесение определенного удовлетворения правосудию Божию за грехи, т.е. получается удивительное, юридическое понимание, поэтому там в день может совершаться сколько угодно месс, и чем больше месс, тем больше удовлетворения будет принесено за грехи, тех людей ради которых они совершаются.

 Каково христианское понимание евхаристии жертвы? Вот какое. В евхаристии происходит осуществление, актуализация того спасительного дела, которое совершил Господь для каждого из нас, когда мы становимся уже сейчас, на некий миг, на некоторый момент, на минуту, на часы, когда же мы достигаем того единства халкидонского с Богом, которому мы призваны, в Тело Христово, когда же мы становимся частью Его Тела, соединенным халкидонским Божеством, когда? Как? Через евхаристию. Ведь мы и призваны все стать членами Тела Христова. Какое тело? Которое соединено не слитно, неизменно, нераздельно, неразлучно с Божеством. В евхаристии и происходит достижение, т.е. актуализация, осуществление этой цели, пусть пока еще на какие-то минуты. Мы же люди-то, какие? Хоть на какое-то время, но уже есть некий толчок и каждый кто причащается с благоговением и верою чувствует этот толчок благодарный в своей душе. Поэтому и говориться когда причащается человек «во исцеление души и тела», происходит очищение от грехов, повторяю, если с верою, благоговением и покаянием преступает человек, происходит очищение грехов, соединение с Божеством, мы становимся со телесными, единокровными Христу, т.е. достигается цель к которой призваны все христиане – стать членами Тела Христова. Вот что происходит, вот почему евхаристия и именуется Жертвою Христовой, т.е. она достигает цели ради которой Христос пострадал за нас.


2. Только священники имеют право священнодействовать …………….

 Я вам говорю, что с рукоположением человек получает дар, дар пастырства был одновременно с этим сопряжен и его право священнодействовать. Почему именно связано это с рукоположением? Потому что в этом таинстве происходит особое освящение человека – рукоположение, но суть, основная цель, как цель церкви это спасение человека, цель священства – спасение человека, таинство является средствами к спасению человека. Поэтому мы видим те же великие подвижники иногда не причащались очень долго, помните, Мария Египетская сколько раз причастилась? Многие из них вон, даже на великий пост уходили. Представляете? То есть они зато как же были подготовлены к принятию этих таинств. Поэтому есть люди которые могут достигать высоких духовных ступеней жизни и могут быть действительно руководителями в духовной жизни, могут. Священник – обязан. В этом разница, обязан. Антоний мог, или Павел Фивейский, или Мария Египетская, или кто-нибудь еще, могли. Они могли, например, а я могу и не быть, и мне ничего… А вот вы – сан приняли, обязаны быть руководителями, и должны душу свою положить теперь за тех, кому вы поставлены священником, слышите, обязаны уже. Какую на себя берет ответственность человек!

 Иоанн Златоуст так и пишет, со страхом пишет, вы же знаете как он сам со страхом избегал, и многие избегали, потому что обязаны. А если обязан, то уже ты весь должен погрузиться, отдать свою душу просто в христианскую жизнь, всё! Должен быть от всего отрешен. Вы думаете случайно католическая церковь, там вот этот целибат, идея то хорошая, только во что она превратилась-то, во что? Священник должен быть действительно отрешен от всего, это по истине должен быть схимник. Вот почему даже запрещается до 30-ти летнего возраста ставить в священники, потому что он еще не созрел. Он не может иметь всего того, будучи чист в душе, он еще не имеет до 30-ти летнего возраста той естественной мудрости, которая необходима, должна быть сопряжена с определенным духовным опытом, вот почему, понятно, обязаны. Поэтому когда вы примете сан, то должны будете руководить людей ко спасению. Вот так.




Назад к списку